Коллаж в технике ТерраКоллаж в технике Терра

Идеи для декора...

Коллаж в технике Терра

Гармония мира не знает границ.....

Борис Гребенщиков

 

В нашей школе флористики и дизайна «Восток-Запад» появился новый авторский мастер-класс по созданию флористического коллажа в технике терра. В его основе лежит методика, разработанная немецким флористом-дизайнером и художником Фридхельмом Раффелом

Многие из тех, кто серьезно увлечен и занимается ею профессионально, знают это имя или видели его картины-коллажи. 

Они впечатляют и удивляютсвоей «непохожестью» и талантом, у зрителя возникает желание  больше узнать об авторе этих произведений. 

Фридхельм Раффел (род. 1941 г., Силезия, Германия), как и многие известные художники, пришел к своему художественному творчеству через освоение ремесел, где умение чувствовать руками и доверять своим навыкам очень важно в работе.

Становлению Ф. Раффела как флориста, предшествовало  его обучение ремеслу садовника.

В 1963 году Раффел учился в колледже флористических искусств в Вайнштефане. С тех  пор он проделал большой профессиональный путь и добился серьезного успеха как флорист и художник. С 1977 года у него было шестнадцать персональных выставок и в четырнадцати он принимал участие, выставляя свои флористические композиции и коллажи. Выставки проводились в Германии и в Японии. Он издал две книги («Флористические коллажи» в 3 томах, 1985 и 1989 гг), и ещё в двух выступил соавтором (1994, 1997 гг). Также Раффел активно выполняет работы на заказ — для банков, отелей, публичных мероприятий и для индивидуальных клиентов. За все прошедшие годы с тех пор, как Раффел начал заниматься флористикой, он был участником многочисленных тренингов и семинаров (в качестве преподавателя), состоял в жюри многих фестивалей, выставок, соревнований по флористическому дизайну. 

Исходя из своей практики работы с цветами и растительными материалами, Раффел научился структурировать и формировать их таким образом, чтобы  передать на холсте вегетацию растений, весь их жизненный цикл. Это проявляется в первоклассном выборе растений для своих работ, а также в чуткой художественной реакции на вегетативные процессы.

Растворение и конденсация

Собирание и рассеивание

Собирание и рассеивание

Ф.Раффел, работая как флорист с традиционными цветочными композициями, превращал их в гораздо более долговечные декоративные предметы интерьера. Первоначпльно это были флористические объекты в рамке, подходящие для стены или окна, более крупные форматы -  ширмы. Фон объектов в рамке оставался пустым, каждый зритель мог интерпретировать его по-своему.

Следующим шагом Раффела было структурирование этого пустого пространства в более аутентичное и осмысленное заполнение.

В традиции создания материальных картин, к которым можно отнести и коллажи в широком понимании, используются осязаемые вещи: вырезки из газет, куски проводов, ниток, песок и др., они крепятся на подготовленный холст. 

У Раффела другой подход к материальной живописи. Фон, который он раскрашивает техникой декалькомания, функционирует не как подготовленный холст, но вызывает обилие ассоциаций и вступает в контраст с основным материалом (растениями), тем самым повышая интерес и внимание зрителя.

На холодном севере

В своих терра-коллажах, с их детализированными структурами, композицией и сложными цветовыми решениями, он также использует контрасты: хрупкие цветы, растения «вбиваются» в земную среду (терра) - как будто «уходят в бессмертие», оставаясь в художественном воплощении на полотне картины.

Леди Дурман

Мимолетность

Флористические материалы тщательно отобраны, хотя и складывается ощущение случайности, что вселяет в любое произведение искусства жизнь, стимулирует импульсы для креативной реакции.

Дрейфующие в воде

Этот же прием художественного использования «случайно найденных» структур есть в картинах известного немецкого художника-авангардиста Макса Эрнста (о нем и о его влиянии на становление коллажа как самостоятельного оригинального художественного жанра мы поговорим в следующий раз). Например, текстура досок, перенесенная на бумагу с помощью графита (техника фроттаж):

Новый шаг Раффела в художественном развитии выражает движение в сторону «эмансипации нарисованного», т.е. нарисованные структуры выступают с заднего плана на передний и занимают все пространство картины. 

Главный неотъемлемый объект всех его работ- выражение впечатлений, которые приобретены из собственных наблюдений и опыта взаимодействия с природой. 

 

Ни один человек с чутким взглядом не сможет остаться равнодушным перед картиной, автор которой сумел сделать такой самобытный шаг в постижении  и отображении гармонии окружающего нас органического мира и баланса между его бесконечными проявлениями.

Дополнения

Летнее веремя

 

Статья подготовлена с использованием материалов из  книги  Фридхельма Раффела «Флористистические коллажи», т.3.

Версия для печати