Икэбана: история искусстваИкэбана (Икебана). История искусства. Школы икебаны. Япония.

Икэбана: история искусства

 

Икэбана – сочетание двух иероглифов, где перед иероглифом «цветок» стоит иероглиф «оживлять».

Икэбана – сочетание двух иероглифов, где перед иероглифом «цветок» стоит иероглиф «оживлять».

Традиционное японское искусство икэбана изначально связано с древним обычаем преподношения цветов умершим и божественным духам. Божественные духи, следуя религии синто, присутствуют во всем окружающем человека мире – деревьях, камнях, травах, цветах. Поэтому у японцев и отношение к цветам, как к божествам.

С введением в Японии буддизма в качестве государственной религии, был создан обряд подношения цветов Будде. Истоки икэбана начинаются с этого обряда. Сначала этим искусством занималась буддийские монахи. И только мужчины.

Икебана Икенобо. Композиция в стиле Рикка.

Икэбана Икэнобо. Рикка.

Икэнобо - самая первая школа икэбаны  - была основана в середине 15 в. священнослужителем из г. Киото – Икэнобо Сенкеем.

Часто можно услышать суждение, что икэнобо – сама история икэбаны.

Первый стиль школы икэнобо – рикка- славил Будду. Этот стиль предназначался для обширных помещений, композиции в стиле рикка были высокими ( более 1,5 метров) и объемными. Главными растениями в них были сосна и бамбук.

Икэбана в стиле рикка всегда строго подчинялась правилам – предписывался точный набор растений и предназначение каждого из них.

На создание композиций требовалось много физических усилий и времени, поэтому работать над ними могли только хорошо подготовленные мастера. Спустя время, это искусство понравилось придворной знати и военно-начальникам, затем полюбилось воинам, а в период Эдо (1603-1867) искусством икэбаны заинтересовались купцы и простые люди.

Икэбана Икенобо. Композиция в стиле Современная Рикка.

Икэнобо. Современная Рикка.

При построении композиций икэбана в стиле рикка(для поддержания стеблей в вертикальном положении в высоких вазах) издавна использовали держатели из плотной соломы.

Из соломы изготавливали несколько пучков, плотно связывали каждый, затем скрепляли пучки вместе и набивали ими контейнер. Важно было сделать пучок нужной плотности – рыхлый не удерживает стебли, а в плотный, напротив, стебли вводить тяжело.

Икебана Икэнобо. Композиция в Стиле Сека.

Икэнобо. Стиль сека.

Как упрощенная рикка, в начале 18в. был разработан стиль сека – три основные элемента секи символизировали Вселенную, Землю и Человека.

Композиции сека ставились как в высоких, так и в низких вазах. В первых композициях секи использовали только один вид растений (древесных или трав).

В более поздних вариантах стало допустимо сочетание растений.

В середине XIX в. американский командор Мэтью Пери, прибывший на черных кораблях, пушками взломал режим самоизоляции Японии.

И с этого момента в стране Восходящего Солнца начались большие перемены во всех сферах жизни страны.

Не обошлось без изменений и в икэбана.

В середине XIX в. американский командор Мэтью Пери, прибывший на черных кораблях, пушками взломал режим самоизоляции Японии.

Командор Мэтью Пери

Вместе с разными товарами в Японию стали поступать невиданные доселе цветы. А старые канонизированные формы икэбана не предусматривали их использование.

Сын керамиста Унсин Охара, занимавшийся ранее икэбана по школе Икэнобо, начинает использовать для своих произведений неглубокие широкие сосуды – создает новый стиль – морибана ( цветы, нагроможденные в плошках).

Икебана. Композиция школы Охара.

Композиция школы Охара.

Стиль этот создает совершенно новые просторы для творчества, позволяет делать низкие, свободные красочные композиции. Вазы в стиле морибана позволили отражать природные ландшафты в объемных сосудах с водой. Вода начинает работать в композиции как один их художественных элементов.

В 1897г. У. Охара учреждает свою школу Охара, порвав со школой Икэнобо.

Икэбана по школе Охара имеет две основные формы – морибана(низкая ваза) и хайку(или нагэирэ – высокая ваза).

«Согэцу» - соединение двух иероглифов, означающих «трава» и «луна».

Наибольшие преобразования претерпевает икэбана после 1927 года, когда учреждается школа Согэцу.

«Согэцу» - соединение двух иероглифов, означающих «трава» и «луна», что означает понимание сущности окружающей природы и ее связи с бесконечной Вселенной.

Основатель школы Согэцу – Софу Тэсигахара, отец которого был известным в то время преподавателем в школе икэбана Икэнобо.

Основатель школы Согэцу – Софу Тэсигахара, отец которого был известным в то время преподавателем в школе икэбана Икэнобо.

Софу Тэсигахара решается на самостоятельный путь в творчестве. Его стиль – современный и необычный – соответствует времени и начинает быстро завоевывать последователей.

Вместе с новыми мастерами икэбаны Софу в 1936 г. принимает декларацию «Новой икэбаны», где провозглашается, что новая икэбана отвергает старые канонизированные формы и ограниченный ассортимент растений, что икэбана должна постоянно развиваться и не придерживаться строгих форм и правил.

Софу Тэсигахара начинает использовать к икэбане не только живые цветы, но и сухие и крашеные материалы,металл,веревку, камни… 

Икебана Согецу. Композиция школы.

Композиция школы Согэцу.

Сын Софу ТэсигахараХироси Тэсигахара (третий глава школы Согэцу) продолжил генеральную линию отца и внес огромный вклад в развитие икэбана Согэцу.

Им были изданы современные учебники, в которых охватывались наряду с учебными и свободные темы, ведущие к раскрепощению в икэбана. 

Хироси Тэсигахара считал, что икэбана должна быть созвучна современному развитию и состоянию общества, что она меняется благодаря архитектурным и любым жизненным новшествам.

Икебана Согецу. Композиция школы Согэцу.

Композиция школы Согэцу.

Сейчас школой Согэцу руководит талантливая дочь Софу – Аканэ Тэсигахара.

На данный момент в Японии сотни различных школ икэбана, но ведущими по-прежнему остаются первые три – Икэнобо, Охара, Согэцу. Идет постоянная здоровая конкуренция между школами за учеников и последователей – школы икэбана находятся в постоянном поиске новых форм и решений в использовании материалов.

Икебана Согэцу. Работы школы. выполненные в разное время.
Елена Кильчевская
Елена Кильчевская
Директор школы «Восток | Запад» и ведущий преподаватель.

Преподаватель Икэбана 1 степени Jonin Somu японской школы Согэцу, член международной Ассоциации преподавателей школы Согэцу с 1994 г. Преподавательская деятельность с 1994 г.

Помимо икэбана изучала флористику у Моник Готье, в институте Итальянского дизайна в Генуе, Германии и Нидерландах. Принимала участие в организации и проведении более 90 выставок в Москве, в других городах России и за рубежом, неоднократно выезжала с уроками и мастер-классами.

Участник многочисленных шоу-демонстраций. В поисках новых форм и техник работы с различными материалами реализует нестандартные тематические музейные и Land-Art проекты. Разработала и внедрила ряд авторских программ по флористическому дизайну.

Фотографии работ Елены Кильчевской публиковались в японских журналах «So», бельгийском издательстве Stichting Kunstboek и многих российских журналах. 

В настоящее время – заместитель директора московского филиала Согэцу. Директор школы флористики "Восток | Запад" и ведущий преподаватель.

Версия для печати

Софу Тэсигахара. Ikebana Sogetsu.

«В икэбане не человек дает жизнь цветам –  в цветах оживает человек".

Софу Тэсигахара