+7 (916) 042-05-09
Искусство икебанаИскусство икебана

Искусство икебана

Несомненно, икебана берет свое начало от цветов, которые люди приносили в дар к изображению  Будды.

Обычай этот постепенно обрел помимо религиозного характера иную ценность - восхищение прекрасным. Отсюда и родилось искусство икебана, сопровождающее нас в повседневной жизни. 

Икебана для токонома

Икебана для токонома

Сперва этим искусством занимались буддийские монахи, и оно понравилось придворной знати и военачальникам, потом, в эпоху Момояма (1573 - 1600), оно стало любимо воинством, а в период Эдо (1603-1867) обрело популярность среди знатных купцов и горожан. 

В начале искусством икебана занимались только мужчины, нынешнее преобладание в нем женщин начало складываться с эпохи Мэйдзи (1867-1911).

В давние времена в жилищах икебана ставилась в специальные ниши в стене - токонома. В нишах висел свиток с иероглифами и размещалась композиция икебана.

В наше дни не так часто встретить квартиру с токонома. Гораздо чаще встретить композиции икебана на улицах, скверах, в крупных супермаркетах и их витринах.

Видоизмененные мастером искусства икебана ветки становятся неотъемлемым элементом композиции как художественным, так и техническим для крепления красочных хризантем и потока легких нитей.

Икебана становится искусством лишь тогда, когда пытливый мастер неустанно ищет ответ на вопросы:

  • Что добавить к природе?
  • Что отбросить от нее?
  • Что создать вместе с ней?

Как изменить природу  - важнейший вопрос в икебана. Преобразованию сопутствует и добавление. Мы что-то добавляем к природе.

Добавляем многое - свое умение, свое творчество.

Что добавить и что изменить? Вот главные вопросы искусства икебана.

В композиции использована приятная для глаз комбинация веток можжевельника и хризантем разного размера.

По гибкости и свободе исполнения с искусством икебана не сравнится ничто. Ведь мы имеем дело с природными предметами и потому не можем по своему усмотрению заказать, например, ту или иную ветку.

Мы делаем композицию свободно, исходя из того, что имеем сейчас. В этом принципиальное отличие искусства икебана, например, от музыки, где можно играть на любимом инструменте, или от живописи, где человек работает привычными для него средствами.

Часто задаются вопросы о сочетаниях растений. Например, что поставить к сосне - лилию или хризантему? Но ведь сочетаемость растений в искусстве икебана не то же, что в кулинарии. Во всяком случае, лилия под сосной не вызовет ни у кого болей в желудке.

Не спрашивать у других, сочетается ли, а искренне решать с помощью единственного критерия : красиво или нет. Нужно работать с цветами, исходя из этого, и тогда непременно можно получить хорошую композицию. В этом и состоит свобода и гибкость искусства икебана.

Искусство икебана Согэцу в оформлении крупных интерьеров

Икебана обязательно должна согласовываться с местом ее установки

Это стало важно с тех пор, как она покинула токонома и тем самым обрела новую жизнь. Например, разглядывая небоскребы, думайте о внутренних помещениях. Придя в автосалон, принимайте во внимание пространство. И вы поймете, что значит "место" в искусстве икебана.

Искусство икебана все чаще и чаще выходит за пределы малых комнат и музеев. Огромные холлы гостиниц, магазинов, автосалонов, бульвары и площади  во многих странах мира украшаются композициями икебана.

Искусство икебана в оформлении сцен

Также нельзя не отметить выход искусства икебана Согэцу на сцену в качестве декораций как закрытых, так и открытых пространств.

Как видим, искусство икебана все больше и больше становится доступным в общественных местах. Однако, в любом случае, где бы не создавалась икебана, сначала - конкретное пространство, а потом уже композиция.

В отличие от живописи и скульптуры, которые могут быть впоследствии помещены в различные залы, в искусстве икебана не может быть несогласованности создаваемой композиции с местом размещения.

Все мастера икебана подобны художникам, рисующим картины в четко заданном пространстве.

Искусство икебана на ресепшен и в рекламе

Секреты мастерства в искусстве икебана.

Всякий вид искусства имеет свои секреты мастерства. Но когда и как придет их понимание? Путь к этому не так прост.

Можно выявить для себя какие-то секреты. И вам может показаться, что они постигнуты. Но на самом деле секреты мастерства невозможно узнать, и им невозможно научить. Всегда с осторожностью относитесь к мыслям о постигнутом в искусстве икебана, поскольку они обманчивы и вас опять ожидают трудности. Но вы сталкиваетесь с трудностями, а с ними растет и увлеченность работой. Вы замечаете упущенное и вовлекаетесь в новый поиск. Это будет повторяться всегда - такова природа секретов мастерства.

И нужно хорошо уяснить простую истину - постижение всех секретов мастерства в искусстве икебана, в конечном счете, недостижимо.

Выставки - одни из самых важных ступеней в постижении искусства икебана. Поиск новых форм, новых решений, вызов подчас самому себе - прекрасный повод для творческого роста.

Ознакомиться с основными темами для постижения искусства мастерства икебана вы можете на нашем курсе Икебана по школе Согэцу.

Искусство икебана на юбилейной 100-й выставке школы Согэцу

*При подготовке статьи были использованы материалы из книги основателя школы Согэцу Софу Тэсигахара "Каденсе" ("Откровение о цветке")

Предварительная запись на курс

Предварительная запись на курс

Предварительная запись на курс
*
*
*
Нажимая кнопку Отправить, пользователь подтверждает, что ознакомлен и согласен с условиями Соглашения об обработке персональных данных