Икэбана: история искусства

Икэбана – сочетание двух иероглифов, где перед иероглифом «цветок» стоит иероглиф «оживлять».
Традиционное японское искусство икэбана изначально связано с древним обычаем преподношения цветов умершим и божественным духам. Божественные духи, следуя религии синто, присутствуют во всем окружающем человека мире – деревьях, камнях, травах, цветах. Поэтому у японцев и отношение к цветам, как к божествам.
С введением в Японии буддизма в качестве государственной религии, был создан обряд подношения цветов Будде. Истоки икэбана начинаются с этого обряда. Сначала этим искусством занималась буддийские монахи. И только мужчины.
Икэнобо - самая первая школа икэбаны - была основана в середине 15 в. священнослужителем из г. Киото – Икэнобо Сенкеем.
Часто можно услышать суждение, что икэнобо – сама история икэбаны.
Первый стиль школы икэнобо – рикка - славил Будду. Этот стиль предназначался для обширных помещений, композиции в стиле рикка были высокими (более 1,5 метров) и объемными. Главными растениями в них были сосна и бамбук.
Икэбана в стиле рикка всегда строго подчинялась правилам – предписывался точный набор растений и предназначение каждого из них.
На создание композиций требовалось много физических усилий и времени, поэтому работать над ними могли только хорошо подготовленные мастера. Спустя время, это искусство понравилось придворной знати и военно-начальникам, затем полюбилось воинам, а в период Эдо (1603-1867) искусством икэбаны заинтересовались купцы и простые люди.
При построении композиций икэбана в стиле рикка(для поддержания стеблей в вертикальном положении в высоких вазах) издавна использовали держатели из плотной соломы.
Из соломы изготавливали несколько пучков, плотно связывали каждый, затем скрепляли пучки вместе и набивали ими контейнер. Важно было сделать пучок нужной плотности – рыхлый не удерживает стебли, а в плотный, напротив, стебли вводить тяжело.

Икэнобо. Стиль сека.
Как упрощенная рикка, в начале 18в. был разработан стиль сека – три основные элемента секи символизировали Вселенную, Землю и Человека.
Композиции сека ставились как в высоких, так и в низких вазах. В первых композициях секи использовали только один вид растений (древесных или трав).
В более поздних вариантах стало допустимо сочетание растений.
В середине XIX в. американский командор Мэтью Пери, прибывший на черных кораблях, пушками взломал режим самоизоляции Японии.
И с этого момента в стране Восходящего Солнца начались большие перемены во всех сферах жизни страны.
Не обошлось без изменений и в икэбана.
Вместе с разными товарами в Японию стали поступать невиданные доселе цветы. А старые канонизированные формы икэбана не предусматривали их использование.
Сын керамиста Унсин Охара, занимавшийся ранее икэбана по школе Икэнобо, начинает использовать для своих произведений неглубокие широкие сосуды – создает новый стиль – морибана ( цветы, нагроможденные в плошках).
Стиль этот создает совершенно новые просторы для творчества, позволяет делать низкие, свободные красочные композиции. Вазы в стиле морибана позволили отражать природные ландшафты в объемных сосудах с водой. Вода начинает работать в композиции как один их художественных элементов.
В 1897г. У. Охара учреждает свою школу Охара, порвав со школой Икэнобо.
Икэбана по школе Охара имеет две основные формы – морибана(низкая ваза) и хайку(или нагэирэ – высокая ваза).

Наибольшие преобразования претерпевает икэбана после 1927 года, когда учреждается школа Согэцу.
«Согэцу» - соединение двух иероглифов, означающих «трава» и «луна», что означает понимание сущности окружающей природы и ее связи с бесконечной Вселенной.
Основатель школы Согэцу – Софу Тэсигахара, отец которого был известным в то время преподавателем в школе икэбана Икэнобо.
Софу Тэсигахара решается на самостоятельный путь в творчестве. Его стиль – современный и необычный – соответствует времени и начинает быстро завоевывать последователей.
Вместе с новыми мастерами икэбаны Софу в 1936 г. принимает декларацию «Новой икэбаны», где провозглашается, что новая икэбана отвергает старые канонизированные формы и ограниченный ассортимент растений, что икэбана должна постоянно развиваться и не придерживаться строгих форм и правил.
Софу Тэсигахара начинает использовать к икэбане не только живые цветы, но и сухие и крашеные материалы, металл, веревку, камни…
После смерти Софу Тэсигахара в 1979 году вторым Иемото (главой школы) школы Согэцу становится Касуми Тэсигахара. Ей принадлежит идея создания миниатюрных композиций икэбана (когда композиция может поместиться на ладони). Также Касуми прекрасно работала с сухими и крашеными материаллами и невероятно тонко чувтсовала цвет. Ее композиции можно отличить по удивительным цветовым комбинациям.
С 1980 по 2001 год школу Соэцу возглавляет сын Софу Тэсигахара – Хироси Тэсигахара (третий глава школы Согэцу).
Хироси Тэсигахара считал, что икэбана должна быть созвучна современному развитию и состоянию общества, что она меняется благодаря архитектурным и любым жизненным новшествам. Хироси Тэсигахара внес огромный вклад в развитие икэбана Согэцу. Им были изданы современные учебники, в которых охватывались наряду с учебными и свободные темы, ведущие к раскрепощению в икэбана. Икэбана Согэцу вышла на улицы, демонстрируя свою иногогранность.
С 2001 года и по настоящее время школой Согэцу руководит талантливая дочь Хироси Тэсигахара – Аканэ Тэсигахара (четвертый Иемото школы Согэцу). Придерживаясь генеральной линии своих предшественников, Аканэ Тэсигахара проводит масштабные демонстрации и выставки искусства икэбана Согэцу по всему миру, показывая мощные разноплановые работы как для закрытых, так и для открытых пространств.
На данный момент в Японии сотни различных школ икэбана, ведущими по-прежнему остаются первые три – Икэнобо, Охара, Согэцу. Идет постоянная здоровая конкуренция между школами за учеников и последователей – школы икэбана находятся в постоянном поиске новых форм и решений в использовании материалов, демонстрируя зрителям свои новшества.
Подробную программу обучения в школе Согэцу вы можете посмотреть на нашем сайте в разделе "Курс икэбана по школе Согэцу"