И с этого времени началась новая история икебана в России, так как в Москве, по решению главной организации школы Согэцу, был открыт филиал, в который вошли 11 человек, сдавших экзамен.
Московский филиал школы Согэцу – это некоммерческая организация, деятельность которой направлена на популяризацию искусства икебана как в Москве, так и в России. Выставки, мастер-классы, демонстрации искусства икебана – все это стало частью нашей жизни. Филиалу уже 27 лет.
И все эти годы я являюсь его рулевым – или директором, или заместителем директора. Воспринимаю его «своим», тем, за что несу большую ответственность, которая началась в 1994 году.
Можно сказать, что 1994 год стал для меня поворотным годом – началась профессиональная деятельность в направлении икебана Согэцу – и преподавание, и рост мастерства.
Изучение икебана интересно еще и тем, что всегда есть возможность роста.
Предусмотрена многоступенчатая система (как и во всех японских искусствах).
Начинаем всегда с самой первой ступени и, не спеша, пошагово движемся дальше. Именно не спеша, с определенными интервалами между экзаменами повышения в степени.
И сократить этот интервал нельзя – считается, что обязательно должно пройти время, чтобы человек вырос не только как мастер составления композиций, но и внутренне… И внутреннему росту, и оценке ценностей, и философии начинает уделяться все больше внимания.
Как правило, минимальный интервал между повышениями – два года. Больше можно, в вот меньше – нет.