Восток / Запад

Икебана длиною в жизнь

Икебана длиною в жизнь…

«В те далекие времена, соприкоснувшись с искусством икебана, я и подумать не могла, что «останусь там» на всю жизнь…» — рассказывает Елена Кильчевская, директор и ведущий преподаватель школы флористики «Восток-Запад», обладатель высшей преподавательской степени школы Согэцу – Riji.

«Свое первое знакомство с цветочным миром я начала с курсов аранжировки цветов при Обществе Охраны Природы. В программе курсов было всего понемногу: европейская аранжировка, икебана Согэцу, Икэнобо, Охара.
И, думаю, так бы это все и прошло мимо меня, если бы не встреча с удивительным Человеком, перевернувшим в буквальном смысле слова всю мою жизнь.
Это была Николаенко Нина Павловна. Тот человек, который начал профессиональное движение икебана Согэцу у нас в стране.

За свои заслуги в области продвижения икебана Николаенко Н.П. награждена японским Орденом Священного Сокровища. Очень горжусь, что могу называть этого человека своим настоящим первым Учителем.

Николаенко Нина Павловна
Николаенко Н. П. на выставке в 1990г.
В школе Согэцу с Аканэ Тесигахара 1999 г.
В школе Согэцу с преподавателем Тосиюки Оки в 1999 г.
С преподавателем Сюко Кано в школе Согэцу
Рабочий визит в школу Согэцу

Начав заниматься у Николаенко Н.П. в 1988 году, совершенствуя свое мастерство на занятиях у японских педагогов, в 1994 году я выдержала свой первый экзамен на преподавательскую степень школы Согэцу.

Хочется немного подробнее рассказать про этот экзамен. Всего было участников 60 человек – это были те, кто делал успехи в изучении икебана.

Из заданий – три композиции на разные темы, включая самую сложную – композицию, поставленную из веток на балансе.
Принимал экзамен Тосиюки Оки – штаб-квартира Согэцу назначила его куратором в Москве. Очень сильный Мастер и очень строгий.
Помню, как боялась и волновалась. И не только я одна. Эмоции и волнения тех дней яркие до сих пор!

Экзамен выдержали всего 11 человек, в том числе и я! Сказать, что я была очень рада – практически ничего не сказать!

Во время визита Тосиюки Оки в Москву
Ассистирование Оки-Сенсею на демонстрации во время его визита в Москву
Демонстрация искусства икебана на ВВЦ
С преподавателем Кокой Фукусимой во время поездки в Финляндию
Во время экзамена в Финляндии

И с этого времени началась новая история икебана в России, так как в Москве, по решению главной организации школы Согэцу, был открыт филиал, в который вошли 11 человек, сдавших экзамен.

Московский филиал школы Согэцу – это некоммерческая организация, деятельность которой направлена на популяризацию искусства икебана как в Москве, так и в России. Выставки, мастер-классы, демонстрации искусства икебана – все это стало частью нашей жизни. Филиалу уже 27 лет.

И все эти годы я являюсь его рулевым – или директором, или заместителем директора. Воспринимаю его «своим», тем, за что несу большую ответственность, которая началась в 1994 году.


Можно сказать, что 1994 год стал для меня поворотным годом – началась профессиональная деятельность в направлении икебана Согэцу – и преподавание, и рост мастерства.
Изучение икебана интересно еще и тем, что всегда есть возможность роста.
Предусмотрена многоступенчатая система (как и во всех японских искусствах).

Начинаем всегда с самой первой ступени и, не спеша, пошагово движемся дальше. Именно не спеша, с определенными интервалами между экзаменами повышения в степени.
И сократить этот интервал нельзя – считается, что обязательно должно пройти время, чтобы человек вырос не только как мастер составления композиций, но и внутренне… И внутреннему росту, и оценке ценностей, и философии начинает уделяться все больше внимания.

Как правило, минимальный интервал между повышениями – два года. Больше можно, в вот меньше – нет.

С Иемото школы Аканэ Тэсигахара на конференции в Потсдаме
Награждение почетной грамотой за развитие икебана в России
В Посольстве Японии на церемонии награждения
На открытии выставки в музее Дарвина с председателем Японского фонда г-ном Кусакабэ
Открытие выставки
В Посольстве Японии после церемонии награждения с супругой Посла г-жой Харада

Мне часто задают вопрос – «А как дальше происходит рост и повышение?». Отвечая на него, хочу сказать, что, если человек хочет расти, то пути открыты! Непременным условием является участие в выставках, в демонстрациях искусства икебана, а также посещение мастер-классов по различным тематикам.
Совершенно необязательно за этим ездить в Японию – всегда есть информация, какой японский мастер в какой ближайшей стране будет проводить занятия, договориться со Школой и приехать. И также для сдачи экзамена. Я многократно выезжала в Италию, Нидерланды, Финляндию, Австрию как для участия в мастер-классах, так и для сдачи экзаменов.
Всегда всем интересно, а сколько же в школе Согэцу сертификатов и дипломов. Так вот – Сертификатов четыре(по четырем учебникам), а дипломов всего восемь.

Получается, что даже при самом быстром подходе путь до вершины занимает около 20 лет. Но такое случается крайне редко.

У меня с момента начала занятий на это ушло 33 года.

Проведение празднования 20-летия Московского филиала Согэцу с Послом Японии в России г-ном Харада
На праздновании 20-летия филиала
Проведение семинара по икебана для членов московского филиала
С членами московского филиала
Создание демонстрационной композиции
Во время визита Тетсунори Кавана в Москву перед его демонстрацией искусства икебана

Расскажу про это поподробнее.
В 1994 году, получив свой первый преподавательский диплом – диплом преподавателя 4-й степени (Teacher`s Diploma 4th Grade ) , вместе с ним я получила и цветочное имя Мастера школы Согэцу. Звучит оно очень поэтично : «Красивейшая Трава».

В школе всем присваивают цветочные имена вместе с получение первого диплома. И имя это уже неизменно. Тогда же я вступила в Международную Ассоциацию преподавателей школы Согэцу, которая открывает двери к участию во всех международных мероприятиях школы.

И далее началось очень интересное время роста. Многочисленные мастер-классы и показы, выставки – красивые события мелькали одно за другим. Я начала подготовку к сдаче следующих экзаменов.
В школе Согэцу существуют специальные требования, правила и темы для экзаменов на разные преподавательские степени. Так, например, поднимаясь уже на ступеньку Диплома 3-й степени, необходимо иметь навыки постановки композиции лицом на зрителя, работая над композицией с обратной стороны.

И так — от одной ступени к более высокой следующей. Правила не меняются — промежуток между ступенями не менее двух лет и подтверждение упорного труда в повышении мастерства. Участие в выставках становится непременным условием при сдаче экзаменов.

В Токио на празднике 90-летия школы Согэцу с главой школы Аканэ Тэсигахара
С преподавателем Кокой Фукусимой в школе Согэцу в Токио после мастер-класса
Перед входом в штаб-квартиру Согэцу
В Согэцу холле на праздновании 90-летия школы
Токио. Участие в юбилейной 100-й выставке Согэцу
Токио. Моя работа на 100-й выставке Согэцу
На занятиях со студентами в студии преподавателя Коки Фукусимы в Токио

И так последовательно я сдавала экзамены на Teacher`s Diploma 3rd Grade, Teacher`s Diploma 2nd Grade Sanyo, Teacher`s Diploma 2nd Grade Jonin Sanyo, Teacher`s Diploma 1st Grade Somu, Teacher `s Diploma 1st Grade Jonin Somu.

Самое интересное меня ожидало, когда я подошла к вершине лестницы преподавательского роста. И стала претендовать на высшие степени – Komon и Riji.

Экзамены на эти степени сдаются только в определенные даты, установленные школой Согэцу и только специальной комиссии в школе Согэцу, в состав которой входят глава школы и ведущие преподаватели.
Требования к подготовке и техникам стали максимально жесткими.

Наряду с техническими навыками мне необходимо было демонстрировать глубокое философское понимание процесса обучения — в рамках экзаменов на эти степени есть письменное задание с определенными вопросами, ответы на которые являются практически решающими для исхода экзамена. Готова я или нет занимать столь высокую ступень, становится понятно после моих ответов.

И, конечно же, в годы подготовки сдачи экзаменов на эти степени требуется максимально часто повышать свой уровень у Мастеров икебана, участвовать в выставках, проводить публичные показы искусства икебана и мастер-классы.

Около моей работы в музее архитектуры им. Щусева с Кеном Катаямой
Обучение у Кена Катаямы
На семинаре
Наставления перед демонстрацией искусства икебана
Ассистирование Кену Катаяме во время его праздничной демонстрации, посвященной 25-летию московского филиала Согэцу
На демонстрации икебана
С Кеном Катаямой

И вот – я справилась! Все экзамены позади!

Сейчас у меня высшая преподавательская степень в школе Согэцу. И первая в России.
Могла ли я подумать в начале своего Пути, что это возможно? – Нет, даже не думала. Для меня это было что-то запредельное, недосягаемое. Однако, не зря говорят, что «дорогу осилит идущий».

Теперь вы понимаете, почему свой рассказ я назвала «Икебана длиною в жизнь».
Путь в икебана — это постоянное движение и саморазвитие во всех аспектах деятельности. И Путь этот длинный и чрезвычайно интересный.

Радости познания всем, кто решается на этот Путь!

Елена Кильчевская
Директор школы флористики «Восток-Запад»
Восток / Запад

Запросить консультацию