Восток / Запад

Икебана

История искусства

Икебана – сочетание двух иероглифов, где перед иероглифом «цветок» стоит иероглиф «оживлять».

Традиционное японское искусство икебана изначально связано с древним обычаем преподношения цветов умершим и божественным духам. Божественные духи, следуя религии синто, присутствуют во всем окружающем человека мире: деревьях, камнях, травах, цветах. Поэтому японцы относятся к цветам, как к божествам.

С введением в Японии буддизма в качестве государственной религии был создан обряд подношения цветов Будде. Истоки икебаны начинаются с этого обряда. Сначала этим искусством занимались буддийские монахи. И только мужчины.

Икэнобо — самая первая школа икебаны — была основана в середине 15 в. священнослужителем из г. Киото – Икэнобо Сенкеем.

Часто можно услышать суждение, что икэнобо – сама история икебаны.
Восток / Запад

Первый стиль школы икэнобо – рикка — славил Будду. Этот стиль предназначался для обширных помещений, композиции в стиле рикка были высокими (более 1,5 метров) и объемными.
Икебана в стиле рикка всегда строго подчинялась правилам – предписывался точный набор растений и предназначение каждого из них.
Упрощенная рикка. Такие композиции прекрасно вписываются в любое пространство.
Рикка в традиционном японском жилище.
Композиции сека ставились как в высоких, так и в низких вазах.
Подвесная сека — грация и изящество.
Сека из веток, листьев и цветов.

Для создания композиций требовалось много физических усилий и времени, поэтому работать над ними могли только хорошо подготовленные мастера.

Спустя время, это искусство понравилось придворной знати и военноначальникам, затем полюбилось воинам, а в период Эдо (1603-1867) искусством икебаны заинтересовались купцы и простые люди.

Как упрощенная рикка, в начале 18в. был разработан стиль сека – три основные элемента секи символизировали Вселенную, Землю и Человека.
В середине XIX в. американский командор Мэтью Пери, прибывший на черных кораблях, пушками взломал режим самоизоляции Японии.

И с этого момента в стране Восходящего Солнца начались большие перемены во всех сферах жизни страны.
Не обошлось без изменений и в икебане.
Вместе с разными товарами в Японию стали поступать невиданные доселе цветы. А старые канонизированные формы икебаны не предусматривали их использование.

Сын керамиста Унсин Охара, занимавшийся ранее икебана по школе Икэнобо, начинает использовать для своих произведений неглубокие широкие сосуды – создает новый стиль – морибана ( цветы, нагроможденные в плошках).

В 1897г. У. Охара учреждает свою школу Охара, порвав со школой Икэнобо.
Вазы в стиле морибана позволили отражать природные ландшафты в объемных сосудах с водой.
Икебана по школе Охара имеет две основные формы – морибана(низкая ваза) и хайку(или нагэирэ – высокая ваза).
Композиция в двух вазах в стиле Охара.
Стиль этот создает совершенно новые просторы для творчества, позволяет делать низкие, свободные красочные композиции.
Танец цветов.
Восток / Запад

Наибольшие преобразования претерпевает икебана после 1927 года, когда учреждается школа Согэцу.

«Согэцу» — соединение двух иероглифов «трава» и «луна», что означает понимание сущности окружающей природы и ее связи с бесконечной Вселенной.

Основатель школы Согэцу – Софу Тэсигахара, отец которого был известным в то время преподавателем в школе икебана Икэнобо.

Софу Тэсигахара решается на самостоятельный путь в творчестве. Его стиль – современный и необычный – соответствует времени и начинает быстро завоевывать последователей.

Вместе с новыми мастерами икебаны Софу в 1936 г. принимает декларацию «Новой икебаны», где провозглашается, что новая икебана отвергает старые канонизированные формы и ограничения на ассортимент растений, что икебана должна постоянно развиваться и не придерживаться строгих форм и правил.
После смерти Софу Тэсигахара в 1979 году вторым Иемото (главой) школы Согэцу становится Касуми Тэсигахара.

Ей принадлежит идея создания миниатюрных композиций икебана (когда композиция может поместиться на ладони).

Также Касуми прекрасно работала с сухими и крашеными материалами и невероятно тонко чувствовала цвет. Ее композиции можно отличить по удивительным цветовым комбинациям.

Софу Тэсигахара — основатель школы Согэцу.
В творчестве Софу огромное место занимает классическая икебана.
Выразительная композиция, созданная из одной ветки.
Инсталляция из металла -визитная карточка Софу Тэсигахара.
Композиция с особенно любимыми цветами-камелиями.
Софу Тэсигахара начинает использовать в икебане не только живые цветы, но и сухие и крашеные материалы, металл, веревку, камни…
Шаг к сюрреализму.
Касуми Тэсигахара.
Икебана из разнообразного материала. Автор — Касуми Тэсигахара.
Композиция в сложном по форме и цвету контейнере от Касуми.
Касуми Тэсигахара смело использовала яркие крашеные материалы.
Работа Касуми Тэсигахара, подчеркивающая рисунок на вазе.

С 1980 по 2001 год школу Согэцу возглавляет сын Софу Тэсигахара – Хироси Тэсигахара (третий глава школы Согэцу).

Хироси Тэсигахара считал, что икебана должна быть созвучна современному развитию и состоянию общества, что она меняется благодаря архитектурным и любым жизненным новшествам.

Хироси Тэсигахара внес огромный вклад в развитие икебана Согэцу. Им были изданы современные учебники, в которых охватывались наряду с учебными и свободные темы, ведущие к раскрепощению в икебана.

Икебана Согэцу вышла на улицы, демонстрируя свою многогранность.
С 2001 года и по настоящее время школой Согэцу руководит талантливая дочь Хироси Тэсигахара – Аканэ Тэсигахара (четвертый Иемото школы Согэцу).

Придерживаясь генеральной линии своих предшественников, Аканэ Тэсигахара проводит масштабные демонстрации и выставки искусства икебана Согэцу по всему миру, показывая мощные разноплановые работы как для закрытых, так и для открытых пространств.

Хироси Тэсигахара.
Бамбуковые «реки» Хироси.
Уникальный контейнер в работе Хироси Тэсигахара.
Работа Хироси из расщепленного бамбука для оформления сцен.
«Тепло камня» — одна из известнейших работ Хироси Тэсигахара.
Тоннели из расщепленного бамбука.

На данный момент в Японии работают сотни различных школ икебаны; ведущими по-прежнему остаются первые три – Икэнобо, Охара, Согэцу.
Идет постоянная здоровая конкуренция между школами за учеников и последователей – школы икебаны находятся в постоянном поиске новых форм и решений в использовании материалов, демонстрируя зрителям свои новшества.
Подробную программу обучения в школе Согэцу вы можете посмотреть на нашем сайте в разделе «Курс икебана по школе Согэцу».

Аканэ Тэсигахара.
Аканэ большое внимание уделяет обучению детей искусству икебана.
Композиция Аканэ в вазе Софу Тэсигахара.
Мощная инсталляция на открытом пространстве из расщепленного бамбука.
На демонстрации искусства икебана.
На открытии выставки Согэцу.
Объемные композиции в керамике Софу Тэсигахара.
Оформление сцены в стиле икебана Согэцу.
Восток / Запад

Запросить консультацию