Несомненно, икебана берет свое начало от цветов, которые люди приносили в дар к изображению Будды. Обычай этот постепенно обрел помимо религиозного характера иную ценность — восхищение прекрасным. Отсюда и родилось искусство икебана, сопровождающее нас в повседневной жизни.
Сперва этим искусством занимались буддийские монахи, и оно понравилось придворной знати и военачальникам, потом, в эпоху Момояма (1573 — 1600), оно стало любимо воинством, а в период Эдо (1603-1867) обрело популярность среди знатных купцов и горожан. В начале искусством икебана занимались только мужчины, нынешнее преобладание в нем женщин начало складываться с эпохи Мэйдзи (1867-1911). В давние времена в жилищах икебана ставилась в специальные ниши в стене — токонома. В нишах висел свиток с иероглифами и размещалась композиция икебана. В наши дни не так часто можно встретить квартиру токонома. Гораздо чаще можно увидеть композиции икебана на улицах, скверах, в крупных супермаркетах и их витринах.
Как изменить природу — важнейший вопрос в икебана. Преобразованию сопутствует и добавление. Мы что-то добавляем к природе. Добавляем многое — свое умение, свое творчество. Что добавить и что изменить? Вот главные вопросы искусства икебана.
По гибкости и свободе исполнения с искусством икебана не сравнится ничто. Ведь мы имеем дело с природными предметами и потому не можем по своему усмотрению заказать, например, ту или иную ветку. Мы делаем композицию свободно, исходя из того, что имеем сейчас. В этом принципиальное отличие искусства икебана, например, от музыки, где можно играть на любимом инструменте, или от живописи, где человек работает привычными для него средствами.
Часто задаются вопросы о сочетаниях растений. Например, что поставить к сосне — лилию или хризантему? Но ведь сочетаемость растений в искусстве икебана не то же, что в кулинарии. Во всяком случае, лилия под сосной не вызовет ни у кого болей в желудке. Не спрашивать у других, сочетается ли, а искренне решать с помощью единственного критерия : красиво или нет. Нужно работать с цветами, исходя из этого, и тогда непременно можно получить хорошую композицию. В этом и состоит свобода и гибкость искусства икебана.
Икебана обязательно должна согласовываться с местом ее установки. Это стало важно с тех пор, как она покинула токонома и тем самым обрела новую жизнь. Например, разглядывая небоскребы, думайте о внутренних помещениях. Придя в автосалон, принимайте во внимание пространство. И вы поймете, что значит в искусстве икебана.
Искусство икебана все чаще и чаще выходит за пределы малых комнат и музеев. Огромные холлы гостиниц, магазинов, салонов, бульвары и площади во многих странах мира украшаются композициями икебана.
Также нельзя не отметить выход искусства икебана Согэцу на сцену в качестве декораций как закрытых, так и открытых пространств.
Как видим, искусство икебана все больше и больше становится доступным в общественных местах. Однако, в любом случае, где бы не создавалась икебана, сначала — конкретное пространство, а потом уже композиция. В отличие от живописи и скульптуры, которые могут быть впоследствии помещены в различные залы, в искусстве икебана не может быть несогласованности создаваемой композиции с местом размещения. Все мастера икебана подобны художникам, рисующим картины в четко заданном пространстве.
Всякий вид искусства имеет свои секреты мастерства. Но когда и как придет их понимание? Путь к этому не так прост. Можно выявить для себя какие-то секреты. И вам может показаться, что они постигнуты. Но на самом деле секреты мастерства невозможно узнать, и им невозможно научить. Всегда с осторожностью относитесь к мыслям о постигнутом в искусстве икебана, поскольку они обманчивы и вас опять ожидают трудности. Но вы сталкиваетесь с трудностями, а с ними растет и увлеченность работой. Вы замечаете упущенное и вовлекаетесь в новый поиск. Это будет повторяться всегда — такова природа секретов мастерства.
И нужно хорошо уяснить простую истину — постижение всех секретов мастерства в искусстве икебана, в конечном счете, недостижимо. Выставки — одни из самых важных ступеней в постижении искусства икебана. Поиск новых форм, новых решений, вызов подчас самому себе — прекрасный повод для творческого роста. Ознакомиться с основными темами для постижения искусства мастерства икебана вы можете на нашем курсе Икебана по школе Согэцу.
*При подготовке статьи были использованы материалы из книги основателя школы Согэцу Софу Тэсигахара Каден (Откровение о цветке), фотографии работ мастеров икебана с юбилейной выставки школы Согэцу, работы преподавателей и студентов школы на совместном проекте с голландской он-лайн платформой Flower Experiencе.