Каденс или Откровение о цветке — так называется книга основателя школы Согэцу Софу Тэсигахара. И мы хотим познакомить вас с удивительными высказываниями Мастера. Высказывания эти о цветах, об искусстве, о жизни — чрезвычайно емкие и интересные.
СОФУ ТЭСИГАХАРА — по масштабности разнообразных талантов его по праву можно сравнить с такими знаменитыми фигурами в искусстве, как Пабло Пикассо, Огюст Роден, Казимир Малевич. Те, кто привык думать, что икебана — это японский вариант цветов в вазе, будут немало удивлены, увидев фотографии, размещенные в этой статье. И, возможно, многих даже шокируют высказывания автора : делать композиции икебана без цветов, цветы в композиции не должны выглядеть как в природе. Что это значит? А это значит — Софу Свободный и ничем не связанный, смелый и счастливый в своем творчестве. Всегда глядящий вперед, всегда ищущий новое авангардист!
Итак, начнем. Икебана зародилась в Японии и достигла там высот, невиданных в других странах. Это само по себе говорит о том, что она отражает определенную грань характера японцев. Разумеется, одним из важных факторов здесь стало многообразие красот природы Японии, где четко выражена смена времен года. Есть и более серьезная причина: икебана никогда не сводилась просто к красивой установке цветов в вазах, в ее основе лежит такая особенность японского национального характера, как глубокое чувство пластических форм и владение многообразными приемами их создания.
Цветы красивы,но красива не всякая композиция. Цветок в композиции перестает быть цветком. Цветок в композиции превращается в человека. Именно поэтому все в икебана так увлекательно и так трудно. Сложится ли естественный образ? Сложится ли искусственный образ? Сложится ли божественный образ? Цветок в композиции превращается в человека. Икебана создается из цветов. Но без человека она невозможна. Созданный Софу Тэсигахара курс по обучению Икебана по школе Согэцу ставит во главу угла прежде всего мастера, его старания, рвение, наработку навыков.
Цветок — конкретен,Икебана — абстрактна.
Как создать объемность? Как преобразовывать формы? Вот основные вопросы, в них суть икебана. У вас хорошие цветы, Есть хорошая ваза. И все это вовсе не означает, что у вас получится хорошая композиция. Если вы поняли эту истину, вам по плечу совершенствоваться в икебана. В мире создаются, главным образом, легкие композиции, что с практической точки зрения вполне естественно. Но необходима и крупная икебана. Для их создания требуются многие дни. Такие грандиозные композиции икебана тоже необходимы.
Линии, цвет, масса — вот те три компонента, через которые может восприниматься икебана. Их различные сочетания дают безграничные возможности для самовыражения. В икебана часто используют два или несколько видов цветов. Причина здесь все та же : в таких композициях большие возможности сочетания этих трех элементов. В ветках дерева превосходна линия. В цветах и травах превосходны цвет и масса.
Я часто пишу глагол икеру (ставить цветы в вазу) иероглифами, придающими ему значение создавать объемные формы. Это соответствует его современному пониманию в слове икебана. Разумеется, такого выражения — создавать объемные формы- в старину не употребляли. Однако сегодня многие понимают под этим словом просто установку цветов в вазе как само действие и не включают в него значение создание объемных форм. Иначе говоря, многие считают, что ставить цветы в вазу и есть икебана. Это не так — в икебане должны создаваться объемные формы. Такое выражение является частью японского слова пластические художественные искусства, благодаря чему достигается понимание, что в икебане создается художественное произведение. Это уже вошло в сознание современного человека. Вот что следует понимать в икебана под словом икеру.
Например, хризантема, пока ее не использовали в икебана — это просто хризантема, но в композиции — уже нет. Она переродилась в нечто иное — в икебану с хризантемой. Теперь она воплощает созидателя композиции, и зритель видит не хризантему, а конкретного человека через ее образ. Как преображена естественная хризантема — вот восприятие икебана. Поэтому икеру здесь имеет еще и значение изменять, преобразовывать, превращать.
Поскольку в икебана используют цветы природы, ее композиции выражают только природу. Этот незатейливый взгляд теперь уже давно несовершенен, он трансформировался в иное: используя разнообразные свойства растения — его характер, его ценность, красоту — выражать в композиции всевозможные образы. Этот подход отражает творческий взгляд человека на растение, при такой работе человек стремится воплотить в композиции икебана свои мечты и идеалы. Чтобы хоть на шаг приблизиться к желаемому, мы ищем различные творческие приемы. Может, прямо стоящую ветку надо перевернуть? А может, снять с нее кору и отбелить ее, и тогда появится что-то, чего в ней не видно сейчас? Вот он, творческий подход человека при создании икебана.
Икебана рождается в соприкосновении природы и человека. Путь искусства икебана — это соприкосновение жизни человека и жизни природы. Икебана может создаваться в любом месте любым человеком. Для нее нет наций и нет государственных границ, она движется по всему свету, как течение рек, как дыхание ветра. В мире постепенно теряется вкус к рукотворной работе. Лишь композиции икебана всегда будут создаваться только руками человека. Их не выполнить с помощью машин. Икебана — мастерство человеческих рук, в которых пульсирует кровь.
Икебана — искусство мгновения. Порой проходит некоторое время, и композиция начинает смотреться лучше, а бывает, что еще вчера она была хороша, а сегодня уже нет. Важно вот что: каждому мгновению присущ свой смысл. Прекрасен бутон, прекрасен распускающийся цветок, прекрасно само мгновение его раскрытия. Воспринимайте жизнь как неповторимо прекрасные мгновения, и ничто не будет стеснять ваше воображение. Жизнь человека течет день за днем. Каждый ее миг неповторим и бесценен. Так и нужно каждый из них проживать. В статье использованы фотографии работ Софу Тэсигахара, созданные им в период с 1927 по 1979 годы.