Восток / Запад

Икебана

Икебана

u003cstrongu003eu0022Каденсеu0022u003c/strongu003e или u003cstrongu003eu0022Откровение о цветкеu0022u003c/strongu003e — так называется книга u003cstrongu003eоснователя школы Согэцу Софу Тэсигахара.u003c/strongu003ernrnИ мы хотим познакомить вас с удивительными высказываниями u003cstrongu003eМастераu003c/strongu003e. Высказывания эти о цветах, об искусстве, о жизни — чрезвычайно емкие и интересные.

Восток / Запад

u003cstrongu003eСОФУ ТЭСИГАХАРАu003c/strongu003e — по масштабности разнообразных талантов его по праву можно сравнить с такими знаменитыми фигурами в искусстве, как Пабло Пикассо, Огюст Роден, Казимир Малевич…rnrnТе, кто привык думать, что u003ca href=u0022https://vostok-zapad-world.ru/ikebana/u0022u003eикебанаu003c/au003e — это u0022японский вариант цветов в вазеu0022, будут немало удивлены, увидев фотографии, размещенные в этой статье.rnrnИ, возможно, многих даже шокируют высказывания автора :u003cstrongu003e u0022делать композиции икебана без цветовu0022, u0022цветы в композиции не должны выглядеть как в природеu0022…u003c/strongu003ernrnЧто это значит?rnА это значит — u003cstrongu003eСофу.u003c/strongu003e Свободный и ничем не связанный, смелый и счастливый в своем творчестве. Всегда глядящий вперед, u003cstrongu003eвсегда ищущий новое авангардист!u003c/strongu003e

Восток / Запад

u003ch3u003eИтак, начнем.u003c/h3u003ernu003cstrongu003eИкебана зародилась в Японии и достигла там высот, невиданных в других странах.u003c/strongu003ernrnЭто само по себе говорит о том, что она отражает определенную грань характера японцев. Разумеется, одним из важных факторов здесь стало многообразие красот природы Японии, где четко выражена смена времен года.rnrnЕсть и более серьезная причина: икебана никогда не сводилась просто к красивой установке цветов в вазах, u003cstrongu003eв ее основе лежит такая особенность японского национального характера,u003c/strongu003e как глубокое чувство пластических форм и владение многообразными приемами их создания.

Восток / Запад

u003cstrongu003eЦветы красивы,u003c/strongu003ernu003cstrongu003eно красива не всякая композиция.u003c/strongu003ernrnЦветок в композиции перестает быть цветком.rnЦветок в композиции превращается в человека.rnrnИменно поэтому все в икебана так увлекательно и так трудно.rnСложится ли естественный образ?rnСложится ли искусственный образ?rnСложится ли божественный образ?rnrnЦветок в композиции превращается в человека.rnu003cstrongu003eИкебана создается из цветов.u003c/strongu003ernu003cstrongu003eНо без человека она невозможна.u003c/strongu003ernrnСозданный Софу Тэсигахара курс по обучению u003ca href=u0022https://vostok-zapad-world.ru/ikebana/u0022u003eИкебана по школе Согэцуu003c/au003e ставит во главу угла прежде всего мастера, его старания, рвение, наработку навыков.

Восток / Запад

u003cstrongu003eЦветок — конкретен,u003c/strongu003ernu003cstrongu003eИкебана — абстрактна.u003c/strongu003e

Восток / Запад

u003cstrongu003eКак создать объемность?rnКак преобразовывать формы?rnВот основные вопросы, в них суть икебана.u003c/strongu003ernrnУ вас хорошие цветы,rnЕсть хорошая ваза.rnИ все это вовсе не означает, что у вас получится хорошая композиция. Если вы поняли эту истину, вам по плечу совершенствоваться в икебана.rnrnВ мире создаются, главным образом, легкие композиции, что с практической точки зрения вполне естественно.rnНо необходима и крупная икебана.rnДля их создания требуются многие дни.rnТакие грандиозные композиции икебана тоже необходимы.

Восток / Запад

u003cstrongu003eЛинии, цвет, массаu003c/strongu003e — вот те u003cstrongu003eтри компонентаu003c/strongu003e, через которые может восприниматься икебана.rnrnИх различные сочетания дают безграничные возможности для самовыражения.rnВ икебана часто используют два или несколько видов цветов.rnrnПричина здесь все та же : в таких композициях большие возможности сочетания этих трех элементов.rnrnВ ветках дерева u003cstrongu003eпревосходна линия.u003c/strongu003ernВ цветах и травах u003cstrongu003eпревосходны цвет и масса.u003c/strongu003e

Восток / Запад

Я часто пишу глагол u003cstrongu003eu0022икеруu0022 (ставить цветы в вазу)u003c/strongu003e иероглифами, придающими ему значение u003cstrongu003eu0022создавать объемные формыu0022u003c/strongu003e. Это соответствует его современному пониманию в слове u0022икебанаu0022.rnrnРазумеется, такого выражения — u0022создавать объемные формыu0022 — в старину не употребляли. Однако сегодня многие понимают под этим словом просто установку цветов в вазе как само действие и не включают в него значение u0022создание объемных формu0022. Иначе говоря, многие считают, что ставить цветы в вазу и есть икебана.rnrnЭто не так — в икебане должны создаваться u0022объемные формыu0022. Такое выражение является частью японского слова u0022пластические художественные искусстваu0022, благодаря чему достигается понимание, что в икебане создается художественное произведение. Это уже вошло в сознание современного человека. Вот что следует понимать в икебана под словом u0022икеруu0022.

Восток / Запад

Например, хризантема, пока ее не использовали в икебана — это просто хризантема, но в композиции — уже нет. u003cstrongu003eОна переродилась в нечто иное — в икебану с хризантемой.u003c/strongu003e Теперь она воплощает созидателя композиции, и зритель видит не хризантему, а конкретного человека через ее образ.rnrnu003cstrongu003eКак преображена естественная хризантема — вот восприятие икебанаu003c/strongu003e. Поэтому u0022икеруu0022 здесь имеет еще и значениеu003cstrongu003e u0022изменятьu0022, u0022преобразовыватьu0022, u0022превращатьu0022.u003c/strongu003e

Восток / Запад

u0022Поскольку в икебана используют цветы природы, ее композиции выражают только природуu0022. Этот незатейливый взгляд теперь уже давно несовершенен, он трансформировался в иное: u003cstrongu003eиспользуя разнообразные свойства растения — его характер, его ценность, красоту — выражать в композиции всевозможные образы.u003c/strongu003ernrnЭтот подход отражает творческий взгляд человека на растение, при такой работе человек стремится воплотить в композиции икебана свои мечты и идеалы.rnrnЧтобы хоть на шаг приблизиться к желаемому, мы ищем различные творческие приемы. Может, прямо стоящую ветку надо перевернуть? А может, снять с нее кору и отбелить ее, и тогда появится что-то, чего в ней не видно сейчас? Вот он, u003cstrongu003eтворческий подход человека при создании икебана.u003c/strongu003e

Восток / Запад

Икебана рождается в соприкосновении природы и человека. Путь искусства икебана — это соприкосновение жизни человека и жизни природы.rnrnu003cstrongu003eИкебана может создаваться в любом месте любым человекомu003c/strongu003e. Для нее нет наций и нет государственных границ, она движется по всему свету, как течение рек, как дыхание ветра.rnrnВ мире постепенно теряется вкус к рукотворной работе. u003cstrongu003eЛишь композиции икебана всегда будут создаваться только руками человека. Их не выполнить с помощью машин. Икебана — мастерство человеческих рук, в которых пульсирует кровь.u003c/strongu003e

u003cstrongu003eИкебана — искусство мгновенияu003c/strongu003e. Порой проходит некоторое время, и композиция начинает смотреться лучше, а бывает, что еще вчера она была хороша, а сегодня уже нет.rnrnВажно вот что: u003cstrongu003eкаждому мгновению присущ свой смысл.u003c/strongu003e Прекрасен бутон, прекрасен распускающийся цветок, прекрасно само мгновение его раскрытия. u003cstrongu003eВоспринимайте жизнь как неповторимо прекрасные мгновения,u003c/strongu003e и ничто не будет стеснять ваше воображение.rnrnu003cstrongu003eЖизнь человека течет день за днем. Каждый ее миг неповторим и бесценен. Так и нужно каждый из них проживать.u003c/strongu003ernrnu0026nbsp;rnrnВ статье использованы фотографии работ Софу Тэсигахара, созданные им в период с 1927 по 1979 годы.