Роль художника состоит не в том, чтобы силой навязать материалу свой замысел, а в том, чтобы помочь материалу заговорить, и на языке этого ожившего материала выразить свои чувства. В. Овчинников. Сакура и дуб. Обучение на курсе икебана по школе Согэцу начинается с освоения базовых(учебных) форм. Здесь происходит знакомство с инструментами, вазами, растениями. Для постановки учебных форм на уроках икебана мы пользуемся двумя формами ваз: Низкая плоская ваза из керамики, пластика или непрозрачного стекла с небольшими бортиками — такая ваза называется морибана.
2. Высокая преимущественно цилиндрическая ваза (может быть в сечении квадрат, реже овал) — называется нагэирэ.
Для установки растений в низких вазах — морибана — пользуемся специальным держателем. Он называется кензан. Кензаны бывают разных форм и размеров — круг, прямоугольник, в форме месяца. Подрезать растения в икебане принято секаторами.
На уроках при освоении учебных форм изучаем растения. В основном ветки и цветы. Какой изгиб у ветки, какие листья? Как ее лучше преподнести — оставить много листвы или цветов, показывая богатство материала, или наоборот, оставить один-два листа, показывая красоту линии? Каждый раз решение новое, с каждой веткой. Уроки икебана учат усиливать впечатление от материала путем применения различных технических приемов. Например, как сделать из прямой ветки плавную линию или резко изогнутую, почти изломанную. Именно умению видеть и чувствовать материал уделяется самое большое внимание на уроках икебана.
Присматриваемся к цветам. Учимся договариваться. И снова и снова ищем ответы на вопросы о том, как лучше именно сегодня преподнести тот или иной цветок.
Сколько оставить листьев, сколько убрать. Показать ли полностью головку цветка и отвести ему главную роль в работе или, напротив, сделать его второстепенным элементом, отдавая пальму первенства веткам. Учимся избавляться от ненужного. Например, проредить слишком густое соцветие.
При первых шагах это всегда дается с трудом, всегда жалко удалять. Однако, полученный результат говорит в пользу удаления. Также на уроках икебана учимся техническим приемам закрепления растений в низких вазах на кензанах и в высоких вазах без вспомогательных средств. И работаем с четко заданными формами композиций. И только после освоения базовых форм с техниками крепления переходим к свободным композициям и к другим формам ваз.
При переходе к свободным композициям начинается самое интересное на уроках икебана. Так как техники крепления уже изучены, можно выполнять более сложные задания, например, сделать композицию объемную, но из минимального количества материала, построить работу только на основе линий (прямых или изогнутых), показать красоту оголенного основания материала. И еще уроки икебана учат создавать в композициях пространство и сохранять его. Ведь для японцев пространство приравнивается к недосказанной красоте… У японских живописцев есть крылатая фраза: Пустые места на свитке исполнены большего смысла, нежели то, что начертала на нем кисть.
Японское искусство взяло на себя задачу быть красноречивым на языке недомолвок. И подобно тому. как японец воспринимает иероглиф не просто как несколько штрихов кистью, а как некую идею, он умеет видеть на картине неизмеримо больше того, что на ней изображено — прелесть недосказанности — ту красоту, которая лежит в глубине вещей, не стремясь на поверхность.
Японское искусство основано не только на незавершенности, но и на отрицании симметрии. Европейцы настолько привыкли делить пространство на равные части, что, ставя на полку вазу, совершенно инстинктивно помещают ее посередине. Японец же столь же машинально сдвинет ее в сторону, ибо видит красоту в асимметричном расположении декоративных элементов, в нарушенном равновесии. И на наших уроках икебаны мы, безусловно, уделяем огромное внимание асимметричному расположению элементов. Также без внимания на уроках икебаны не остается колористика. Какой цвет выбрать для правильной комбинации? Какой фон предпочесть для композиции в целом? Эти вопросы никогда не остаются за кадром.
Наши выпускники участвуют в российских и международных выставках икебана. Поэтому на уроках икебана мы уделяем большое внимание вопросам освещения работы, понятиям, какой свет для какого цвета более выигрышный, как лучше свою работу сфотографировать. Обучение основано на практике согласно цепочке: тема — детальное объяснение — самостоятельная постановка — корректировка преподавателем — обсуждение — фотосессия.
Если вас заинтересовали наши уроки икебана, то посмотреть подробную программу занятий можно на курсе Икебана по школе Согэцу. *В статье использованы фотографии работ преподавателей и студентов нашей школы на совместном проекте с голландской он-лайн платформой Flower Experiencе.