Восток / Запад

Уроки икебана

Что такое уроки икебана и как они проходят?

u003cstrongu003eu0022Роль художника состоит не в том, чтобы силой навязать материалу свой замысел, а в том, чтобы помочь материалу заговорить, и на языке этого ожившего материала выразить свои чувстваu0022.u003c/strongu003ernrnВ. Овчинников u0022Сакура и дубu0022rnrnu0026nbsp;rnrnОбучение на курсе u003ca href=u0022https://vostok-zapad-world.ru/ikebana/u0022u003eикебана по школе Согэцуu003c/au003e начинается с освоения базовых(учебных) форм. Здесь происходит знакомство с инструментами, вазами, растениями.rnrnu003cstrongu003eДля постановки учебных форм на уроках икебана мы пользуемся двумя формами ваз:u003c/strongu003ernrn1. Низкая плоская ваза из керамики, пластика или непрозрачного стекла с небольшими бортиками — такая ваза называется u0022морибанаu0022

Восток / Запад

2. Высокая преимущественно цилиндрическая ваза (может быть в сечении квадрат, реже овал) — называется нагэирэ.

Восток / Запад

Для установки растений в низких вазах — морибана — пользуемся специальным держателем. Он u003cstrongu003eназывается кензан.u003c/strongu003e Кензаны бывают разных форм и размеров — круг, прямоугольник, в форме месяца.rnrnu003cstrongu003eПодрезать растения в икебане принято секаторами.u003c/strongu003e

Восток / Запад

u003cstrongu003eНа уроках u003ca href=u0022https://vostok-zapad-world.ru/ikebana/u0022u003eикебанаu003c/au003e при освоении учебных форм изучаем растения.u003c/strongu003e В основном ветки и цветы.rnrnКакой изгиб у ветки, какие листья?rnrnКак ее лучше преподнести — оставить много листвы или цветов, показывая богатство материала, или наоборот, оставить один-два листа, показывая красоту линии? Каждый раз решение новое, с каждой веткой. Уроки икебана учат усиливать впечатление от материала путем применения различных технических приемов. Например, как сделать из прямой ветки плавную линию или резко изогнутую, почти изломанную.rnrnu003cstrongu003eИменно умению видеть и чувствовать материал уделяется самое большое внимание на уроках икебана.u003c/strongu003e

Восток / Запад

u003cstrongu003eПрисматриваемся к цветам. Учимся u0022договариватьсяu0022.u003c/strongu003e И снова и снова ищем ответы на вопросы о том, как лучше именно сегодня преподнести тот или иной цветок.

Восток / Запад

Сколько оставить листьев, сколько убрать. Показать ли полностью головку цветка и отвести ему главную роль в работе или, напротив, сделать его второстепенным элементом, отдавая пальму первенства веткам.u003cstrongu003e Учимся избавляться от u0022ненужногоu0022.u003c/strongu003e Например, проредить слишком густое соцветие.

Восток / Запад

u003cstrongu003eПри первых шагах это всегда дается с трудом, всегда u0022жалкоu0022 удалять.u003c/strongu003e Однако, полученный результат говорит в пользу u0022удаленияu0022.rnrnТакже на уроках икебана учимся техническим приемам закрепления растений в низких вазах на кензанах и в высоких вазах без вспомогательных средств. И работаем с четко заданными формами композиций.rnrnu003cstrongu003eИ только после освоения базовых форм с техниками крепления переходим к свободным композициям и к другим формам ваз.u003c/strongu003e

u003cstrongu003eПри переходе к свободным композициям начинается самое интересное на уроках икебанаu003c/strongu003e. Так как техники крепления уже изучены, можно выполнять более сложные задания, например, сделать композицию объемную, но из минимального количества материала, построить работу только на основе линий (прямых или изогнутых), показать красоту u0022оголенного основанияu0022 материала.rnrnu003cstrongu003eИ еще уроки икебана учат создавать в композициях пространство и сохранять его. Ведь для японцев пространство приравнивается к недосказанной красоте…u003c/strongu003ernrnu003cstrongu003eУ японских живописцев есть крылатая фраза: u0022Пустые места на свитке исполнены большего смысла, нежели то, что начертала на нем кистьu0022.u003c/strongu003e

u003cstrongu003eЯпонское искусство взяло на себя задачу быть красноречивым на языке недомолвок.u003c/strongu003e И подобно тому. как японец воспринимает иероглиф не просто как несколько штрихов кистью, а как некую идею, он умеет видеть на картине неизмеримо больше того, что на ней изображено — прелесть недосказанности — ту красоту, которая лежит в глубине вещей, не стремясь на поверхность.

Восток / Запад

u003cstrongu003eЯпонское искусство основано не только на незавершенности, но и на отрицании симметрии.u003c/strongu003e Европейцы настолько привыкли делить пространство на равные части, что, ставя на полку вазу, совершенно инстинктивно помещают ее посередине. Японец же столь же машинально сдвинет ее в сторону, ибо видит красоту в асимметричном расположении декоративных элементов, в нарушенном равновесии.rnrnu003cstrongu003eИ на наших уроках икебаны мы, безусловно, уделяем огромное внимание асимметричному расположению элементов.u003c/strongu003ernrnu0026nbsp;rnrnu003cstrongu003eТакже без внимания на уроках икебаны не остается колористика. Какой цвет выбрать для правильной комбинации?u003c/strongu003ernrnu003cstrongu003eКакой фон предпочесть для композиции в целом?u003c/strongu003ernrnu003cstrongu003eЭти вопросы никогда не остаются u0022за кадромu0022.u003c/strongu003e

Восток / Запад

u003cstrongu003eНаши выпускники участвуют в российских и международных выставках икебанаu003c/strongu003e. Поэтому на уроках икебана мы уделяем большое внимание вопросам освещения работы, понятиям, какой свет для какого цвета более выигрышный, как лучше свою работу сфотографировать.rnrnu003cstrongu003eОбучение основано на практике согласно цепочке: тема — детальное объяснение — самостоятельная постановка — корректировка преподавателем — обсуждение — фотосессия.u003c/strongu003e

Если вас заинтересовали наши уроки икебана, то посмотреть подробную программу занятий можно на курсе u003ca href=u0022https://vostok-zapad-world.ru/ikebana/u0022u003eИкебана по школе Согэцу.u003c/au003ernrnu0026nbsp;rnrn*В статье использованы фотографии работ преподавателей и студентов нашей школы на совместном проекте с  голландской он-лайн платформой Flower Experiencе.