Издревле трепетная любовь к природе присуща всем японцам. Истоки этого — исконно японская религия — синтоизм, согласно которой в каждом камне, ветке, цветке живет божественный дух. Отсюда и отношение ко всем окружающим нас в природе предметам как к божествам. В Японии существует целый ряд красивых национальных традиций, связанных с природой. Например, любование сакурой, красным кленом, первым снегом…
Икебана для японцев не только и не столько средство для украшения интерьера, сколько символ одухотворенной природы, ее небольшой фрагмент, привнесенный в дом. Цветы быстротечны, поэтому они и прекрасны — одна из эстетических японских концепций. Все цветы и ветки изменяются в зависимости от времени года, поэтому очень важно при создании композиций икебана учитывать сезонность. И здесь нужно отметить, что весь курс обучения икебана по школе Согэцу тесно связан с сезонностью.
Сейчас мы рассмотрим различные подходы к созданию композиций икебана, связанных с временами года. Весенняя икебана. Весна для японцев — период обновления всего живого. Поэтому весенняя икебана должна быть наполнена чувствами обновления. Это передается через набухшие на ветках почки, свежесть и разреженность материалов.
Для создания весенней икебаны иногда достаточно взять одну-две ветки с готовыми распуститься почками и один цветок. И композиция будет совершенной и просто дышать весной. Альтернативой минимализму может послужить весенняя икебана из большого количества сильно изогнутых и готовых к роспуску веток. Такая композиция создаст ощущение легкого весеннего ветра, чистоты и прозрачности солнечного света.
Излюбленным материалом у японцев для создания весенней икебаны являются цветущие ветки плодовых деревьев (слива, вишня, абрикос, яблоня, айва, персик), а также форзиция. Из цветов предпочтение отдается тюльпанам, ирисам, нарциссам, фрезии. Подчас мастеру икебана удается в своей работе достичь трогательной хрупкости композиции — ощущения пробуждения природы, пробивающейся сквозь холод и лед.
Когда для весенней икебаны используем сосуд, в котором видим уровень воды, то обязательно следуем правилу заполнения его водой на три четверти. Так как вода и весна — неразрывные понятия в икебана. В Японии существуют два праздника, неразрывно связанных с искусством икебаны. 3 марта — День Девочек ( или День Кукол) — является всенародным праздником в Японии. В этот день в семье, где есть девочки, обязательно расставляют набор старинных кукол (передающихся в семье из поколения в поколение), которые должны принести дочерям счастье. Каждая из этих кукол хранится до этого дня в специальной коробке, и достают их только в этот праздничный день.
Специальная весенняя икебана непременно сопровождает этот праздник. Она создается обязательно с использованием веток цветущего персика. Кроме персика можно использовать ветки цветущей сливы, а также цветы желтой сурепки и весенние сорта хризантем. 5 мая — День Мальчиков. В этот день у домов, где подрастают мальчики, вывешиваются бумажные или полотняные карпы. Карпы символизируют силу, мужество и отвагу, так как способны подниматься против течения быстрых рек и водопадов.
Праздник мальчиков сопровождает весенняя икебана, составленная из цветов и листьев ириса, напоминающих о мечах, чести и прямоте мужского духа. Нужно отметить особенность в постановке листьев ириса — их нельзя устанавливать ребром на зрителя, так как ребро листа ассоциируется с лезвием меча. Праздничная композиция не должна быть агрессивной, поэтому листья ириса располагаются в композиции, показывая свои плоскости, а не ребра. Летняя икебана. Лето — пора разноцветия и разнотравия. Самое жаркое, в прямом смысле слова, время в Японии. То время, когда люди, спасаясь от зноя, начинают мечтать о прохладе. И, естественно, композиции икебана способны стать одним из источников отдохновения.
Для этих целей летняя икебана создается в обширных сосудах, полностью заполненных водой, поверхность которой максимально открывается зрителю, позволяя насладиться прохладой.
Однако не всегда летняя икебана предлагает зрителям воду в качестве главного элемента композиции. Летняя икебана часто пышит изобилием цветов и трав. Обширные и разноцветные композиции икебана — визитная карточка лета. Если вдруг не хочется изобилия, то, безусловно, можно составить летнюю икебану только из трав одного вида, например. Или из одного вида летних цветов. Было бы желание и мастерство. Ведь без этих двух факторов невозможно построить ни одну композицию икебана. Для грамотного построения сезонной икебаны в курсе Икебана по школе Согэцу специально прорабатываются различные подходы в создании всех сезонных композиций. А еще в летней икебане начинают удивительно работать ветки с зелеными плодами, намекая при этом, что не за горами осень.
Осенняя икебана. Осень — это удивительное время для икебаны, позволяющее создавать разнохарактерные композиции. Ведь и сама осень разнохарактерна. Она и красочна и обильна, а также скупа на краски перед наступлением зимы. И это находит отражение в осенней икебане.
В период обильной осени мы наблюдаем богатство красок и урожая. Багряные и желтые листья, спелые плоды на ветках — все это обогащает осеннюю икебану.
Часто в композициях используют одновременно несколько типов веток с плодами и разной листвой, чтобы подчеркнуть буйство осенних красок. Так, например, интересно смотрятся вместе клены с листвой разных окрасок и ветки с плодами хурмы, которой так богата осенняя Япония.
А знаете ли вы, что в Японии существует специальная осенняя икебана, которая называется семь трав? Она является настоящим символом осени. В композицию входят пампасская трава, леспедеца, маранта, полевая гвоздика, патриния, посконник и крупноцветный колокольчик.
Осеняя икебана позволяет использование сухих листьев, что подчеркивает увядание природы. Отдельно взятые (без веток) плоды — фрукты и овощи — также часто используют в осенней икебане. Ведь они богаты цветом, формой, фактурой, которые не сыщешь в цветах. Так почему бы не воспользоваться этим для создания выразительных, зачастую юмористических композиций икебана!
Чем ближе к концу осени, тем более разреженными становятся композиции. Осенняя икебана в преддверии зимы разрежена, составляется из немногочисленных растительных материалов. Часто в них включают сухие подсолнухи, соцветия целозии. Также в композициях много хризантем и мискантуса.
И воды в низких вазах совсем немного… ровно столько, чтобы обеспечить питание растений. Зимняя икебана. Зимние композиции составляют обычно из спящих оголенных веток, добавляя небольшое количество цветов. Также в зимней икебане распространены разнообразные хвойные. Например, сосна, можжевельник, туя, кедр — частые гости в композициях. Листья комнатных растений могут выручить нас своей зеленью, когда хочется создать более насыщенную работу.
При создании зимней икебаны мастеру приходится проявлять максимум профессионализма, чтобы создавать скупые, но при этом выразительные композиции.
Также в зимний период часто используют сухие и крашеные материалы, материалы нерастительного происхождения.Строительные рынки и магазины для рукоделия становятся нашими друзьями, дающими импульсы для создания неординарных композиций.
Зимняя икебана, например, может быть создана с использованием зеркального серебристого пластика или воздуховодных гофрированных труб, навевающих ощущение холода. Или белая бумага, расстриженная на тонкие полоски, может застрять на голых ветках, создавая ощущение ветра и метели. Отбеленные (или крашеные) аспарагусы или папоротники будут служить художественной имитацией снежной зимы.
Зимняя икебана интересна именно тем, что призывает к экспериментам, нестандартному мышлению, своего рода провокациям , поиску новых форм и решений. Новогодняя икебана. Новый год для японцев — это не зимний, а первый весенний праздник, символизирующий обновление природы и всей жизни. Празднование Нового года никогда не обходится без новогодней икебаны. Для традиционной новогодней икебаны характерно сочетание, которое японцы называют три друга середины зимы.
Это сосна, бамбук и ветка цветущей сливы. Сосна — вечнозеленое дерево, символизирующее долголетие и выносливость. Бамбук — символ стойкости. Бамбук имеет стремительный, рвущийся ввысь характер. Даже самый мощный ураган может вывернуть бамбук с корнем, но не в силах сломать его. Слива — символ надежды и вечного обновления. Почитается японцами за смелость и энергию, позволяющими ей расцветать даже в зимнюю стужу. Часто в качестве главного элемента выступает ива, также как и сосна, символизирующая долголетие. Все эти элементы могут быть использованы в новогодней икебане как вместе, так и порознь.
Также для создания традиционной японской икебаны используются рисовые нити (из рисовой соломы). Они могут быть связаны красивым пучком, или взяты в небольшом количестве — зависит от задумки автора. Для новогодней икебаны характерны яркие цвета — сочетание красного, зеленого и белого (или желтого, золотого). Сочетание этих цветов всегда создает праздничное настроение.
Присутствие цитрусовых (как съедобных, так и несъедобных) очень оживляет новогоднюю икебану. Это могут быть апельсины, мандарины, хурма, лимоны, пальцы Будды, лисьи мордочки. Ветки, подобные лианам, с красными мелкими плодами также используют в новогодней икебане. Нельзя не заострить внимание на том, что для традиционной японской новогодней икебаны абсолютно неуместно использование различных элементов декора (свечи, игрушки, мишура). Эти элементы в Японии используются только при создании рождественской икебаны.
Традиционную новогоднюю икебану под названием Кадомацу (Сосна у дома) в предновогодние дни можно встретить абсолютно везде — перед входами в дома, магазины, в переходах метро. Состоит кадомацу из стволов бамбука, имеющих косой срез, перевязанных жгутом из рисовой соломы, в сочетании с сосной. Считается, что священные духи и духи умерших родственников спускаются в предновогодние дни и отдыхают в полых стволах бамбука и среди хвои в кадомацу. Кадомацу можно сделать самим, а можно купить в магазине, где они продаются абсолютно разных размеров.
Вообще нужно отметить, что сделать новогоднюю икебану совсем несложно.Это не зависит от того, в какой стране вы находитесь. Достаточно использовать сочетание трех цветов. Красный, белый, зеленый — новогодняя икебана готова!
*При подготовке статьи использованы материалы из книги Н.П. Николаенко Икэбана